С самых первых месяцев ввоза автомобилей на еврономерах было понятно, что вся эта вакханалия стала возможной из-за некоторых пробелов в нормативной документации. Предприимчивые дельцы пронюхали, что у полиции нет доступа к таможенной базе, а значит, и нет возможности проверить, насколько легально автомобиль находится на территории Украины, не превышен ли срок его «транзита» или «временного ввоза».
Рядовых водителей это раздражает до сих пор. А приверженцы секты «свидетелей евроблях» заняли позицию, как в известном интернет-меме: «во-первых, что ты мне сделаешь, во-вторых, пошел на*й, в-третьих, я в другом городе, за мат извини». То есть, мы знаем, что ввозим авто на иностранной регистрации в Украину законно, но также знаем, что будем нарушать сроки их пребывания на украинской таможенной территории. А ты попробуй докажи, что мы будем нарушать, и попробуй проверь, нарушили ли.
У меня есть сомнения на счет острого желания в самих правоохранительных органах навести порядок с полчищами «евробляхеров». Как-никак, сейчас это сплоченная группа «товарищей по несчастью», которые способны устраивать митинги, перекрытия дорог и прочие акции, так присущие небольшим политическим партиям, которые часто отстаивают чьи-то крупные интересы за мелкий прайс. Ну и плюс – всегда можно эту аудиторию использовать как благодарный электорат, предложив им кость в виде льготной растаможки их машин или еще круче – повальной амнистии за нарушение таможенных правил.
Но, наконец, звезды на небосклоне сошлись, и в высоких кабинетах решили, что совсем ничего не делать уже слишком стыдно. Постановлением Кабмина 479 от 20 июня полиции был дан доступ к таможенной базе Инспектор – 2006, которая фиксирует все автомобили, въезжающие в Украину.
Зачем это сделано
Во-первых, при наличии такого доступа полицейский патруль теперь может по госномеру авто пробить, когда машина пересекла границу с Украиной и в каком именно режиме она находится у нас на территории. То есть, рассказы вроде «вчера въехал – через неделю выеду обратно» теперь не прокатят.
Во-вторых, для первого раза полицейские теперь смогут выписывать штраф в размере 255 гривен, а на второй раз и вовсе – лишить водительского удостоверения на 3-6 месяцев или конфисковать авто.
К чему это приведет
По сути, мы имеем ситуацию, когда в ситуации с массовым ввозом авто на еврономерах начали наводить порядок. Государство начало делать то, что нужно было сделать еще несколько лет назад. Правильно ли это? Безусловно. Решит ли это проблему? Покажет время. Очень многое зависит от желания полиции наказывать нарушителей и способности в дальнейшем отстаивать свою позицию в судах. А такие будут, уж поверьте. Ведь у противников такого наведения уже созрели аргументы типа «Сначала сделайте импорт дешевле!», «Пусть сын Порошенко ввозит и растаможивает!» или «Полиция не имеет права на такую проверку – она не прописана в инструкциях».
И они будут объединяться, сплачиваться, цепляться за каждую букву в протоколе в попытках выгрызть себе право ездить на нерастаможенном авто.
Коль уж мы стремимся построить правовое государство и общество, живущее по законам справедливости, нужно отдавать себе отчет в том, что за нарушение этих законов (как, например, правил ввоза авто на еврономерах) могут наказывать не только наших врагов, но и друзей. Чтобы не получилось, как в известной поговорке: «С коррупцией бороться нужно, но и чтобы кум мог порешать, в случае чего». Если закон в чем-то несовершенен или перестал быть актуальным, это повод его изменить, но не нарушить. Что ж, я всегда говорил и не побоюсь повториться – я не против удешевления импорта автомобилей. Отечественный автопром практически умер, не успев родиться. Новый Ланос, который у нас стоит дороже подержанных Опелей или Фольксвагенов, а прослужит меньше – это не логично и не правильно.
Но я против «схем». Ввозишь авто на месяц – будь добр, выезжай и заезжай снова. Нарушил – получи санкцию. Все наши беды – от безнаказанности.
Евгений Муджири
основатель блога autogeek.com.ua
Последние новости