Случаи, когда при подаче такси приезжает автомобиль на иностранной регистрации, стали обыденным явлением. А еще «евробляхи» стали популярны у автошкол. Логика во всех случаях простая — приобретенную за копейки машину не страшно повредить. Autonews.ua разобрались, где их эксплуатация запрещена законом, а в каких случаях находится в «серой зоне».
Буквально на днях о такси на «еврономерах» вспомнили на высоком уровне. И.о. главы Госслужбы по безопасности на транспорте («Укртрансбезпека») Вячеслав Дидковский прямо предостерег украинцев от пользования такси на «еврономерах».
«Я не советую садиться в транспортное средство, которое не имеет государственной регистрации. В те такси, которые имеют фишку, но ездят на польских, литовских номерах. Пассажиры не получают гарантии по безопасности«, — заявил Вячеслав Дидковский.
Такой выпад можно оценивать по-разному. В частности, можно вспомнить, что уже несколько месяцев активисты «еврономеров» взяли «в фокус» «Укртрансбезпеку», которая в том числе отвечает за весовой контроль на дорогах. После скандалов с «перегрузами» в мае в отставку ушел глава службы Михаил Ноняк, был назначен и.о. Вячеслав Дидковский. Но АЕС на Facebook продолжает публиковать ролики об отсутствии реального весового контроля на украинских трассах, раздражая «Укртрансбезпеку». Следовательно, это может быть небольшой местью от госоргана.
Как бы там ни было, эксперты говорят, что в Украине не разрешено использовать автомобили на иностранной регистрации в сфере такси, так как это является коммерческой деятельностью.
«Владельцы таких автомобилей попадают под два нарушения. Таможенный кодекс допускает движение их движение по украинским дорогам, но использование автомобилей на иностранной регистрации в коммерческой деятельности запрещено. Штраф — от 100 тыс грн и выше. Также закон об автомобильном транспорте говорит, что в автомобильных перевозках пассажиров могут быть использованы автомобили, зарегистрированные в МВД. А по данным нашей ассоциации, не менее 30% автомобилей на «еврономерах» ввозятся в Украину для использования в коммерческой деятельности — для работы в такси, каких-то курьерских службах«, — говорит Autonews.ua глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк.
Но проблема с евроавтомобилями даже не в том, что они не платят налогов, а в том, что полиция, по наблюдениям Андрея Антонюка, их не трогает. Или если те все-таки попались на нарушении, применяет самую мягкую из возможных санкций.
«К примеру, произошло с евроавтомобилем ДТП, пострадали люди. Я обращаюсь в полицию: «Вы такое ДТП зарегистрировали?». Они говорят: «Да, наложили штраф 500 грн за проезд на красный свет». А есть ли у них лицензия, можно ли им вообще перевозить людей и отвечают ли они хоть за что-то — это не контролируется. И это при том, что я выиграл у Нацполиции суд, который обязал их делать такие проверки«, — говорит Андрей Антонюк.
Авто на иностранной регистрации можно увидеть и у некоторых автошкол. Их, как правило, пригоняют «учителя-одиночки» или небогатые автошколы. Однако находящиеся в «серой зоне» автомобили подвергают риску безопасность учеников.
«Сегодня отсутствует какой-либо контроль за деятельностью автошкол. Поэтому, в принципе, некоторые автошколы могут по бумагах учить ученика на зарегистрированном автомобиле, а физически ездить на «еврономерах». Я допускаю, что такое наверняка есть. Но я точно знаю, что «еврономера» начали использовать автошколы и частные учителя, которые учат дополнительно. К примеру, человек три года назад получил права и с тех пор не ездил, а тут решил купить машину. Он хочет восстановить навыки, ищет объявление в интернете, а к нему приезжает «еврономер». Человеку-то что, тем более, если урок будет на 50 грн дешевле, чем обычно. Понятно, что люди выбирают такип е варианты«, — говорит Autonews.ua вице-президент Ассоциации автошкол Александр Зерщиков.
Фото: olx.ua
К использованию «евроблях» подталкивает вопрос экономии: автопарки необходимо расширять и обновлять, а кредиты и покупка новых автомобилей доступна немногим. Автошколы, которые работают честно и платят налоги, покупая новые автомобили, зарабатывают очень мало.
При этом уроки на «еврономере» для ученика таят определенную опасность. Во-первых, такой автомобиль может быть не застрахован (многие страховые компании имеют страховки для «еврономеров», но принципиально отказываются их страховать).
«В случае ДТП на ученика ложится риск ответственности и возмещения ущерба, особенно, если это дополнительные уроки вождения. Исходим из того, что при дополнительных уроках вождения у того, кто за рулем, уже есть удостоверение водителя. Согласно ПДД он уже является водителем. И те, кто берут уроки на таких автомобилях, должны понимать, что они являются водителями. Если в обычной автошколе ответственность несет инструктор, то у человека, у которого есть удостоверение водителя, может быть ситуация, когда отвечать будет он«, — отмечает Александр Зерщиков.
Во-вторых, не известно, насколько такой автомобиль технически исправен и проходил ли он техосмотр.
«Согласно законодательства, учебные автомобили обязаны проходить техосмотр. Насколько ответственно следит за состоянием автомобиля на иностранной регистрации его владелец — никто гарантировать не может«, — говорит эксперт.
Таким образом мы видим, что коммерческое использование автомобилей на иностранной регистрации и не поставленных на учет, в Украине не разрешено. Это относится как к такси, так и к тем же курьерским службам. Исключением являются транспортные средства, которые ввозятся в Украину в специальном таможенном режиме, к примеру, строительная техника для дорожных работ. Но это разговор особый, к тому же после выполнения контракта такие автомобили вывозят из Украины.
Автошколы тоже обязаны использовать автомобили с украинской регистрацией. Но и тут есть «серая зона» — имея в автопарке обычный автомобиль, автошкола может предложить ученику ездить на «еврономере». Также эта практика становится очень распространенной у частных учителей вождения. Их уроки стоят дешевле, но автомобили могут быть не застрахованы, а на ученика, у которого есть права, ложится вся полнота ответственности при ДТП.
Последние новости