Реконструкторы из украинского клуба «Викинг» буквально из пепла восстановили немецкий полугусеничный тягач Sd. Kfz. 11. Это единственный в мире экземпляр, который способен идти своим ходом! Он был предназначен для транспортировки 105-мм гаубичных орудий или прицепов массой до 3 тонн, а также перевозки пехоты. Autonews.ua рассказывают обо всех его фишках.
Полугусеничные тягачи Sd.Kfz. 11 выпускались с 1938 по 1945 год на мощностях завода Hanomag, а около 1000 штук вышли из конвейера завода Skoda. Экземпляр, восстановленный клубом «Викинг» — из этой тысячи.
В Европе осталось всего 4 таких машины, но в мировом масштабе украинский тягач уникальный — он не просто историчен внешне, но и единственный из оставшихся, который ездит своим ходом. Скорость развивает небольшую — до 30 км/ч. Это меньше, чем было у новых автомобилей (по шоссе — до 52,5 км/ч), но с учетом возраста более чем хорошо. Стоит ли говорить, что этот автомобиль восстанавливали по крупицам по всей Европе с помощью ведущих музеев.
Грузовик воссоздан в мельчайших деталях. Фото: Autonews.ua
Автомобиль оборудован 6-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL42 TRKM объемом 4,1 л. Он развивает мощность в 100 лошадиных сил.
«Машину мы нашли в Европе. Она имела только ходовую часть, гусеницы с катками, колеса и мотор. Восстановление заняло 4,5 года. Часть остальных элементов была реставрирована, часть реально существовавших деталей купили за границей. А норвежские музейщики присылали нам чертежи — нам было крайне важно реставрировать все идеально«, — говорят Autonews.ua ретромобилисты из киевского клуба «Викинг».
Вид внутри кузова. Фото: Autonews.ua
Внутри сидел личный состав — до 8 человек, хоть и в довольно стесненных условиях.
Отдельный отсек в кузове предназначался для транспортировки боеприпасов. Патроны возили в цинках, а минометные мины — в деревянных ящиках. Несмотря на кажущийся небольшой объем кузова, места под БК и прочее оборудование в тягаче было довольно много — с учетом пехоты общая грузоподъемность достигала 1550 кг. Грузовые отделения «прятались» под скамейками для пехоты.
Отделение для транспортировки боеприпасов. Фото: Autonews.ua
Это одна из тех машин, которые участвовали во вторжении в Советский Союз, Францию, другие европейские страны. Такие также воевали в Африканской кампании в войсках Эрвина Роммеля, но основной их ареной все же был Восточный фронт. Дело в том, что с дорогами в России всегда были проблемы, и полугусеничная техника для войск была актуальной. Правда, ходовая, обладавшая высокой проходимостью, не была и лишена недостатков: зимой гусеницы часто забивались грязью.
Ходовая тягача. Фото: Autonews.ua
«Не всегда техника, проектируемая военными инженерами, оказывается хорошей на фронте. Но эта модель, я считаю, удачная. Для реалий Восточого фронта она подходила как раз по своей проходимости», — говорит член клуба «Викинг» Никита.
А еще, по словам реконструкторов, история этого тягача косвенно иллюстрирует, как советская пропаганда создавала мифа о непобедимости и тотальной оснащенности немецкой армии в момент нападения на СССР.
Тягач Sd.Kfz. 11. Фото: Wikipedia
«Для Союза война началась неудачно и к ее началу он не был готов, хотя были сигналы о том, что немцы не просто концентрирует на границе пехотные части, а бронетанковые. И чтобы оправдать поражения начального периода войны, создавался миф, что все немецкие части были моторизированы, что все немецкие солдаты двигались на мотоциклах и у каждого был пистолет-пулемет.
Но как раз эта техника из оккупированных европейских стран, в том числе Чехии, и была призвана восполнить то, что едва ли не 80% немецкой армии была на конной тяге. Сами немецкие военные впоследствии писали, что использовали массу трофейной техники«, — объясняют в клубе «Викинг».
Последние новости