В Украине поменялись правила оформления ДТП. Речь идет об изменениях в «Инструкцию», которой руководствуются патрульные при составлении протоколов об административных нарушениях.
Эксперты считают, что изменения усиливают правовую защищенность водителей. Но пользоваться этими механизмами нужно с умом. Autonews.ua рассказывают, как теперь водителям вести себя с полицией.
Одно из важнейших нововведений — в МВД либерализовали возможность водителей получить схему ДТП.
«На месте ДТП по требованию участников ДТП им предоставляется возможность сделать фотографию схемы ДТП«, — гласит пункт 3 раздела VIII.
Если такой технической возможности у водителей нет, получить копию схемы ДТП и фото с места аварии они могут, написав заявление в полиции.
Автоюрист Владимир Караваев говорит, что это изменение усилит правовую защищенность водителей.
«Первоначальные документы в случае ДТП являются основополагающими, чтобы установить, кто прав, а кто виноват. И часто бывало, что на месте составлялась схема ДТП, полицейские категорически запрещали фотографировать схему ДТП, а пока человек писал заявление, чтобы ему схему показали, очень часто она менялась. Она отличалась от первоначальной — шла фальсификация обстоятельств ДТП. Это был самый опасный момент. И то, что людям разрешили на месте фотографировать схему ДТП, исключает в дальнейшем риск и виновника сделать пострадавшего, а из пострадавшего виновника«, — объясняет Autonews.ua Владимир Караваев.
Другое изменение — если водитель, совершивший админнарушение, отказывается подписывать протокол и в нем делается запись об этом, полицейским больше не нужно искать двух свидетелей, чтобы заверили этот факт своими подписями.
На первый взгляд кажется, что отсутствие свидетелей играет против водителя, ведь он в таком случае остается один на один с возможными манипуляциями со стороны полицейского.
Но, как разъяснил Autonews.ua автоюрист Владимир Караваев, свидетели и их подписи в протоколе остаются. Речи идет об устранении парадокса, когда требовалось поставить подпись о том, что человек отказывается от подписи.
«Подпись свидетеля в таком случае не будет иметь какой-то особой юридической силы. Но тут есть тонкость — отказываясь ставить подпись, водитель тем самым признает вину. И в этом огромная ошибка водителей. На самом деле, и в протоколе, и в постановлении должна не просто подпись стоять, а там должно быть пояснение водителя по сути: «Согласен или не согласен, почему не согласен». Если там мало места, можно взять лист бумаги и написать хоть целую книгу со своим мнением. Только нужно в протоколе дописать: «Добавляется пояснение на отдельном листе на стольких-то страницах«. Это механизм защиты водителя, а не способ его обвинения«, — объясняет Владимир Караваев.
И третье, о чем нужно знать всем водителям — если по делу о нарушении ПДД есть доказательства в виде фото-, видеосъемки, то их в электронном виде будут хранить на протяжении месяца (было — три месяца). Если протокол был обжалован, то на протяжении всего срока обжалования. При этом добавлена важная оговорка: «при наличии технической возможности». То есть, это требование не строгое.
Владимир Караваев говорит, что срок уменьшили с оглядкой на будущую систему видеофиксации: в МВД понимают, что вал фото- и видеодоказательств нарушений на них обрушится просто огромный, тогда как сервера, на которых будут хранить записи, «не резиновые».
«Человек, который это инициировал, реально понимает, что у нас происходит в жизни. У нас есть месячный срок, на протяжении которого можно обжаловать решение о штрафе. Если человек пойдет на обжалование, тогда ему эти фото- и видеоматериалы нужны. А если он спустя месяц не придет обжаловать, так зачем же хранить эту массу данных? А ведь как только у нас заработает автоматическая фиксация, это будут колоссальные объемы. Представьте — фото и видео с камер по всей стране. Поэтому абсолютно правильно, что нужно избавляться от лишней информации«, — считает Владимир Караваев.
Последние новости