Что дешевле и выгоднее — купить «бляху» за $3000, или привезти из США Nissan Leaf за $15 тыс? Математика оказывается далеко не очевидной, ведь в украинских условиях эксплутировать электромобиль может оказаться выгоднее! Об этом на зримых примерах рассказал блогер Zen Antipop, чей материал представляем вашему вниманию.
Представим, что вы приобрели некую среднюю «бляху». Скажем нерастаможенную BMW 3-й серии примерно 2000 года. То есть это 18-летняя машина с пробегом более 300 тыс. км и двигателем 2 литра.
Стоить она будет где-то $ 2000-3000. Пусть будет $ 2000. Норм? Норм.
Прежде всего приятно знать, что Украина (временно) отменила ВСЕ акцизы и пошлины на ввоз полностью электрических авто, а также отменила еще и уплату НДС! Да-да, та самая жадная власть, которая не хочет, чтобы украинцы ездили на доступных авто отменила ВСЕ налоги на импорт электроавто;) То есть на сегодня можно растаможить электро абсолютно БЕСПЛАТНО!
Далее. Nissan Leaf 2014-2016 года (самое популярное и самое оптимальное на сегодня электрическое авто в мире) обойдется вам где-то в $15 000 (в зависимости от года, состояния, комплектации, можно найти как дороже, так и дешевле, но в среднем где-то так). Это все вместе с покупкой, страховкой, привозом из Штатов и растаможкой (которая, напомню, сейчас является бесплатной), а также с учетом интереса салона, который все это сделает за вас (если вы захотите покупать-везти сами — то потратите еще на пару тысяч долларов меньше).
Таким образом вы будете иметь абсолютно легальное современное 2-4 летнее авто с пробегом 20-50 тыс. км, привезенное из США (где о каждом авто можно все узнать открытой базы данных и т.д.), а не 15-20 летний полулегальный автохлам из Польши или Литвы.
Ок, возраст, пробег, легальный статус, это все хорошо, но за «бляху» я заплатил $ 2000, а здесь аж $ 15 000 — колоссальная разница, скажете вы!
Хорошо, но вы приобрели авто не для того, чтобы любоваться на него в собственном граже (если он у вас есть), а чтобы на нем ездить, правда? Давайте посмотрим, что получится.
Итак, купили вы 18-летний нерастаможенный BMW за $ 2000 и радуетесь. А дальше начинаете его эксплуатировать.
За год нормального человеческого использования (не такси, не другая профессиональная деятельность на авто) машина проедет где-то 15-20 тыс. км. Пусть будет 15 тыс. Км. Это лишь где-то около 40 км в день — на работу, с работы, и еще где-то покататься в свободное время. Если же ездить далеко, регулярно за город, на дачу, путешествовать по стране и т.д., то явно будет более 15 тыс, но возьмем этот минимум.
Итак, расход топлива у такого авто будут где-то около 10 л. на 100 км (по городу может быть и больше, за городом — меньше, но в среднем где-то так).
Цену топлива тоже возьмем среднюю. Сегодня — 30 грн/л (с тенденцией к постоянному удорожанию, кстати).
Итак, проехав на вашей BMW 15 тыс. км в год, вы потратили где-то 1500 литров горючего, а это около 45 000 грн, или около $ 1700. Добавим сюда еще ежегодное ТО + какой мелкий ремонт (в котором 20-летнее авто точно будет периодически нуждаться). Это еще около $ 300 в год минимум.
Таким образом, довольно умеренная без эксцессов эксплуатация вашей машины обойдется вам приблизительно в $ 2000 в год (кстати, это касается не только «бляхи», но и любого другого среднего авто с ДВС при умеренном уровне использования).
Так что за 5 лет эксплуатации это выйдет вам где-то в $ 10 000 по скромным оценкам. И это, если без серьезных ремонтов, поломок и тому подобное.
То есть, через 5 лет у вас на руках 25-летняя морально и физически полностью устаревшая нерастаможенная тачка с пробегом уже около 400 тыс км, на которую вы совокупно потратили $ 2000 + $ 10 000 = $ 12 000. И это МИНИМУМ.
Если вы продолжите ею пользоваться дальше, то эти совокупные расходы ежегодно расти минимум на $ 2000. Поэтому за следующие 5 лет вы потратите ЕЩЕ $ 10 000, хотя скорее всего больше, потому что на тот момент она уже начнет буквально разваливаться и будет требовать все больших финансовых вливаний.
Или же вы ее продадите спустя первые 5 лет (если тогда еще можно будет продать нерастаможенную), пусть даже за те же $ 2000, за которые вы его купили (что маловероятно, но давайте помечтаем). В этом случае вы остаетесь в минусах на минимум 10 000 баксов, которые вы уже никак не компенсируете.
И это я взял вариант, когда за эти 5 лет закон, которого так требуют сами «евробляхеры», (и по которому тачку таки придется растаможить, что-то за это заплатив), так и не примут. Но это тоже маловероятно, потому, что такой закон УЖЕ приняли в первом чтении. Согласно ему, растаможка нашего авто по новым сниженным ставкам составит где-то 1500 евро, или более $ 1700. И чем старше авто, тем больше стоимость растаможивания. Приплюсуйте это к собственным расходам.
$ 2000 (покупка) + $ 1700 (растаможка) + $ 10 000 (5 лет эксплуатации, топливо, ТО, ремонт) = $ 13 700.
Если продадите через 5 лет, то минус около $ 2000 (оптимистично). То есть совокупные расходы на «бляху» в случае ее продажи составят $ 11 700-12 000 за 5 лет.
Итак, вы взяли 2-3 летний Nissan из США с пробегом 30 тыс. км за $ 15 тыс (да, есть электро и дешевле, скажем Fiat или Smart, а есть и более дорогие — BMW, Hyundai, Chevrolet, Tesla, но берем средний вариант).
Взяли и проехали на нем за год те же 15 тыс. км. На это вы потратили около 2000 кВт/ч электричества (на 1 кВт/ч Leaf проедет более 7 км, у меня, например, получается 7,2 км).
Где брать это электричество? Можно заряжаться дома или в гараже от обычной розетки 220В по бытовому (1,7 грн за кВт/ч), а еще лучше — по ночному (0,9 грн за кВт/ч) тарифу. Можно заряжаться на быстрых зарядных станциях по цене от 3 до 5 грн за кВт/ч. Можно на суперчарджерах 4-6 грн за кВт/ч. А можно заряжаться БЕСПЛАТНО! Да-да, представьте себе, бесплатное горючее, и таких точек хватает.
Но возьмите какой-то средний вариант, пусть будет так, что в среднем весь год вы заряжались по 3 грн за кВт/ч. 2000 кВт/ч * 3 грн = 6000 грн, или $ 230.
Еще раз: на электромобиле вы потратили $ 230 НА «ТОПЛИВО» ЗА ГОД !!!.
По ТО, то Leaf его требует не раз в 10-15 тыс. км пробега, как бензиновые авто, а только раз в 30 тыс. км. То есть где-то раз в 2 года. И стоит оно на порядок меньше, потому что там нечего обслуживать по существу. Замена масла в редукторе и замена фильтра салона. А также раз в 60 тыс. — замена тормозных колодок. То есть дай бог, чтобы вы $ 30-50 в год всего обслуживания выложили. Округлим в большую сторону все расходы («горючее» + ТО + ремонт) = до $ 300 в год.
За 5 лет это составит до $ 1500. То есть покупка и эксплуатация электроавто за 5 лет обойдется вам в $ 15 000 + $ 1500 = $ 16 500.
Итак, за 5 лет использования вы имеете 7-8-летнее растаможеное электроавто с пробегом около 100 тыс. км. Пусть за это время оно потеряет 50% стоимости. Если в этот момент вы его продадите, то сможете это сделать за, скажем, $7000-7500.
Получается, за 5 лет вы в минусах лишь на $ 9000.
И ЭТО КАК МИНИМУМ НА $4000 МЕНЬШЕ, ЧЕМ В СЛУЧАЕ С «БЛЯХОЙ»!
Здесь оппоненты расскажут байку, которую они где-то слышали, о том, что «батарея электроавто живет 3-5 лет» и стоит бешеных денег. Но это миф!
Да, конечно, со временем литий-ионные батареи теряют свою емкость. Но, во-первых, не так быстро, а только по 5-6% в год. То есть 8-летнее электроавто потеряет за это время в среднем лишь 40-50% от своего первоначального объема батареи. Но это у Nissan, а у той же Tesla, деградация батареи составляет лишь 1-2% в год…
Батарея Leaf состоит из блоков, поэтому со временем можно заменить не всю батарею, а только «плохие» блоки, а это значительно дешевле, чем менять всю.
Также старую батарею вы обычно не выбрасываете, а продаете, ведь для подержанных батарей из-под электроавто есть еще много интересных применений. Например. для аккумуляции энергии от солнечных панелей для освещения дома ночью и тому подобное. То есть продажа старой батареи частично компенсирует расходы на новую.
Кроме того, ежегодно цены на батареи падают, потому что их массовое производство постоянно растет вместе с популярностью электроавто. Если 8 лет назад 1 кВт/ч батареи стоил около $ 1000, то сейчас уже меньше $ 200. Представьте, сколько они будут стоить через 8 лет, и во сколько вам обойдется замена батареи через 5-10 лет эксплуатации самом деле.
— 20-летний морально и физически устаревший хлам, который в эксплуатации обойдется вам значительно дороже, имеет сомнительный легальный статус и связанные с этим риски и дополнительные расходы?
— или легальное, современное, перспективное, экологическое, Суперэкономичный авто будущего, доступное уже сегодня?
Как по мне, выбор очевиден! И не только я так считаю, ведь в течение последних нескольких лет Украина находится в десятке стран мира, имеющих наибольшие темпы прироста электрических авто в их парке. А в определенные годы мы выходили даже на пятое место!
Блог: Zen Antipop.
Последние новости